Официальный сайт государственной программы «Доступная среда» - http://zhit-vmeste.ru/
Государственный заказчик-координатор и основные разработчики Программы «Доступная среда» - Министерство здравоохранения и социального развития РФ.
Цель Государственной программы «Доступная среда» на 2011-2020 годы - формирование условий для обеспечения равного доступа инвалидов, наравне с другими, к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, а также к объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.
Задачи организации доступной среды в рамках школы:
- развитие инклюзивного образования;
- создания безбаръерной школьной среды для детей-инвалидов;
- создание информационно-справочной поддержки по вопросам инвалидности;
- формирование доступной среды.
Проект доступная среда – общие понятия
Термин «безбарьерная» или «доступная» среда в данный момент упоминается в большом количестве законодательных актов Российской Федерации и имеет различное толкование в зависимости от источника. Если обобщить все имеющиеся определения, то термин будет звучать следующим образом - безбарьерной средой называют элементы, внедренные в окружающий мир, которые предоставляют возможность людям с сенсорными, физическими и интеллектуальными нарушениями могли свободно перемещаться и взаимодействовать с различными его элементами.
Если посмотреть на это понятие в более широком смысле то становится понятно, что организация доступной среды – это организация наиболее безопасных и легких условий для наибольшего количества людей. Так, к примеру, плавный съезд, спуск или пандус, может быть использован не только инвалидами, он и обычными людьми, так как в большинстве случаев это более удобно и менее энергозатратно.
Организация доступной среды подразумевает оборудование поверхностей специальными поручными, пандусами и особой плиткой, которая поможет легче передвигаться не только инвалидам, но и детям, пожилым людям и беременным женщинам.
Инвалид - человек, имеющий нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, в том числе с поражением опорно-двигательного аппарата, недостатками зрения и дефектами слуха, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты.
Маломобильные группы населения - это люди испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве:
- инвалиды,
- люди с временным нарушением здоровья,
- беременные женщины,
- люди старших возрастов, люди с детскими колясками и т.п.
Минимальные требования к школе для создания Доступной среды
«Доступная среда» - это безбарьерная среда для детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающая доступ к образовательным ресурсам и совместный процесс их обучения в общеобразовательных школах. Она направлена на развитие инклюзивного образования, основная идея которого заключается в исключении любой дискриминации обучающихся и создании специальных условий для детей, имеющих особые образовательные потребности. Все дети, независимо от степени их совершенства и отличительных особенностей, достойны уважения и могут учиться.
Рекомендуемые работы по созданию Доступной среды
Работы по созданию универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов необходимо выполнять в соответствии с СНиП 35-01-2001, СП 35-103-2001.
Здания учреждений общего образования, доступные для обучающихся-инвалидов, должны обеспечивать:
- полноценную среду, позволяющую наравне с общим контингентом обучающихся получить образование в соответствии с объемом и качеством, определяемыми программами обучения;
- возможность максимально полной социальной адаптации без ущемления прав и свобод учащихся-инвалидов в общей среде со здоровыми обучающимися;
- меры, не нарушающие общие нормативные требования и уровень комфорта здоровых обучающихся, а также архитектурное качество здания образовательного учреждения.
Здания образовательных учреждений рекомендуется делать доступными для всех категорий обучаемых с нарушениями здоровья.
Основные требования:
1. Входы: минимум 1 вход должен быть оборудован пандусом либо подъемником. Пандус должен быть оборудован поручнями в соответствии с требованиями. Ширина дверных и открытых проемов в стене, а также выходов из помещений и из коридоров на лестничную клетку должна быть не менее 0,9 м. При глубине откоса открытого проема более 1,0 м ширину проема следует принимать по ширине коммуникационного прохода, но не менее 1,2 м. При наличии контроля на входе следует применять контрольно-пропускные устройства и турникеты шириной в свету не менее 1,0 м, приспособленные для пропуска инвалидов на креслах-колясках. Дополнительно к турникетам следует предусматривать боковой проход для обеспечения эвакуации инвалидов на креслах-колясках и других категорий МГН. Ширину прохода следует принимать по расчету.
2. Дверные проемы, как правило, не должны иметь порогов и перепадов высот пола. При необходимости устройства порогов их высота или перепад высот не должен превышать 0,025 м. Установку подъемных платформ для инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата, в том числе на креслах-колясках, следует предусматривать в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51630.
3. Выходы из подъемника следует предусматривать только в уровне этажей, имеющих помещения для проживания или целевого посещения инвалидами.
4. Ученические места для инвалидов должны оборудоваться одноместными столами, размещаться идентично в однотипных кабинетах. Места размещать у окна и в первых рядах.
5. В каждом учебном помещении на один ученический класс или группу обучающихся следует в среднем предусматривать возможность оборудовать по 1-2 места для обучающихся-инвалидов по каждому виду нарушений здоровья - опорно-двигательного аппарата (ОДА), слуха и зрения. По отдельным предметам в случае несовместимости педагогических программ с ограниченными возможностями обучающихся-инвалидов (занятия физкультурой, военная подготовка, занятия по труду и т.п.) места для инвалидов в учебных кабинетах не предусматриваются.
6. При выделении ученических мест для обучающихся с недостатками зрения и дефектами слуха, а также с нарушением психического развития расстояние между рядами столов - не менее 0,6 м; между столами в ряду - не менее 0,5 м; между рядами столов и стенами без оконных проемов - не менее 0,7 м; между рядом столов и стеной с оконными проемами - не менее 0,5 м. Площадь ученического стола для инвалида по зрению должна быть не менее 1 м ширины и 0,6 м глубины для размещения брайлевской литературы и тифлосредств.
7. В общем случае в стандартном классном помещении с параметрами 6x9 м достаточно первые столы в ряду у окна и в среднем ряду предусмотреть для обучающихся с недостатками зрения и дефектами слуха, а для обучающихся, передвигающихся в кресле-коляске, - выделить 1-2 первых стола в ряду у дверного проема. При замене двухместных столов на одноместные уже будут соблюдены требуемые параметры проходов между столами для инвалидов в креслах-колясках, между столами и стеной, проходы к входной двери и доске.
8. В актовых залах образовательных учреждений следует предусматривать места для инвалидов на креслах-колясках из расчета: в зале на 50-150 мест - 3-5 мест; в зале на 150-300 мест - 5-7 мест; в зале на 300-500 мест - 7-10 мест; в зале на 500-800 мест - 10-15 мест.
9. Места для учащихся-инвалидов с поражением ОДА следует предусматривать на горизонтальных участках пола, в рядах, непосредственно примыкающих к проходам, и в одном уровне с входом в актовый зал. Для обучающихся начальных классов, передвигающихся в инвалидных креслах-колясках, места в актовых залах следует предусматривать в первом ряду перед сценой (ареной, подиумом и т.п.).
10. В читальном зале библиотеки образовательного учреждения не менее 5% читальных мест следует оборудовать с учетом доступа обучающихся-инвалидов. С этой целью в читальном зале следует предусматривать обособленные непроходные зоны для размещения специальных мест: для обучающихся-инвалидов, передвигающихся в креслах-колясках и использующих иные индивидуальные средства реабилитации при ходьбе, и отдельно - для обучающихся с недостатками зрения. Рабочее место для инвалидов по зрению должно иметь дополнительное периметральное освещение, а также дополнительное место для чтеца и предусматривать возможность размещения тифлотехнических средств. Места в читальном зале для учащихся-инвалидов рекомендуется предусматривать в виде индивидуальных полукабин, изолированных барьерами.
11. Габариты зоны рабочего места на одного ребенка-инвалида на кресле-коляске составляют не менее 1,8 x 0,9 м. Проход между рабочими столами для свободного проезда и подъезда к столу должен быть не менее 0,9 м, т.е. габариты рабочей зоны вместе с проходом - 1,8 x 1,8 м.
12. Часть стойки-барьера выдачи книг в абонементе в общеобразовательных учреждениях рекомендуется устраивать высотой не более 0,7 м.
В 2024-2025 году в рамках программы «Доступная среда» в МБОУ «Цветнопольская СОШ»:
- реализуются адаптированные образовательные программы;
- организован класс коррекции;
- осуществляется подвоз детей с ОВЗ из с. Александровка, с. Роза-Долина, с. Сереброполье и с. Пришиб;
- установлены пандус, кнопка вызова персонала, широкие входные двери;
- созданы условия питания обучающихся, в том числе и детей с ОВЗ.